Осколки разбитого вдребезги
Оба они сходятся у ротонды севастопольского Приморского бульвара, перед закатом, когда все так неожиданно меняет краски: море из зеркально-голубого переходит в резко-синее, с подчеркнутым под верхней срезанной половинкой солнца горизонтом; солнце из ослепительно-оранжевого превращается в огромный полукруг, нестерпимо красного цвета; а спокойное голубое небо, весь день томно дрожавшее от ласк пылкого зноя, к концу дня тоже вспыхивает и загорается ярким предвечерним румянцем,-- одним словом, когда вся природа перед отходом ко сну с неожиданной энергией вспыхивает новыми красками и хочет поразить пышностью, тогда сходятся они у ротонды, садятся они на скамеечку под нависшими ветвями маслины и начинают говорить... У одного красивый старческий профиль чрезвычайно правильного рисунка, маленькая белая, очень чистенькая бородка и черные, еще живые, глаза. Он петербуржец, бывший сенатор, на всех торжествах появляется в шитом золотом мундире и белых панталонах; был богат, щедр, со связями. Теперь на артиллерийском складе поденно разгружает и сортирует снаряды. Другой -- маленький рыжий старичок, с бесцветным петербургским личиком и медлительными движениями человека, привыкшего повелевать. Он был директором огромного металлургического завода, считавшегося первым на Выборгской стороне. Теперь он -- приказчик комиссионного магазина и в последнее время приобрел даже некоторую опытность в оценке поношенных дамских капотов и плюшевых детских медведей, приносимых на комиссию. Сойдясь и усевшись друг против друга, они долго молчат, будто раскачиваясь; да и в самом деле раскачивают головами, как два белых медведя во время жары в бассейне Зоологического сада. Наконец, первым раскачивается сенатор: -- Резкие краски, говорит он, указывая на горизонт.-- Нехорошо. -- Аляповато,-- укоризненно соглашается приказчик комиссионного магазина.-- Все краски на палитре не смешаны, все краски грубо подчеркнуты. А помните наши петербургские закаты... -- Ну!! -- Небо -- розовое с пепельным, вода -- кусок розового зеркала, все деревья -- темные силуэты, как вырезанные. Темный рисунок Казанского собора на жемчужном фоне... -- И не говорите! Не говорите! А когда зажгут фонари Троицкого моста... -- А кусочек канала, где Спас на Крови... -- А тяжелая арка в конце Морской, где часы... -- Не говорите! -- Ну скажите: что мы им сделали? Кому мы мешали? -- Не говорите!
* * *
Оба старика поникают головами... Потом один из них снова распускает белые паруса сладких воспоминаний и несется в быстрой чудесной лодке, убаюкиваемый -- все назад, назад, назад... -- Помните постановку "Аиды" в Музыкальной драме? -- Да уж Ланицкий30 был -- ловкая шельма! Умел сделать. Бал у Лариных, например, в "Онегине", а? - А второй акт "Кармен"? - А оркестр в "Мариинке"?31 Помните, как вступят скрипки да застонут виолончели -- Господи, думаешь: где же это я -- на земле или на небе? - Ах, Направник, Направник!..32 Сенаторская голова, седая голова с профилем римского патриция, никнет... Рядом два восточных человека, в изумительно выутюженных белых костюмах и безукоризненных воротничках, тоже перебрасываются тихими фразами: -- С утра только я и успел взять из таможни 7 ящиков лимонов и 12 спичек. Понимаешь? -- А Амбарцун? -- Амбарцуна мануфактурой завалили. -- А Вилли Ферреро в Дворянском Собрании?! Это Божье чудо, это будто Христос в детстве вторично спустился на землю!.. Половина публики тихо рыдала... -- А что с какао? -- Амбарцуна какаом завалили. -- Чего я никогда уже, вероятно, не услышу,-- это игры Гофмана33... -- А помните, как Никит34... Из ресторана ветерок доносит дразнящий запах жареного мяса. -- Вчера с меня за отбивную котлету спросили 8 тысяч... -- А помните "Медведя"? -- Да. У стойки. Правда, рюмка лимонной водки стоила полтинник, но за этот же полтинник приветливые буфетчики буквально навязывали вам закуску: свежую икру, заливную утку, соус кумберленд, салат оливье, сыр из дичи. -- А могли закусить и горяченьким: котлетками из рябчика, сосисочками в томате, грибочками в сметане... Да!!! Слушайте -- а расстегаи?! -- Ах, Судаков, Судаков!.. -- Мне больше всего нравилось, что любой капитал давал тебе возможность войти в соответствующее место: есть у тебя 50 рублей -- пойди к Кюба, выпей рюмочку мартеля, проглоти десяток устриц, запей бутылочкой шабли, заешь котлеткой даньон, запей бутылочкой поммери, заешь гурьевской кашей, запей кофе с джинжером... Имеешь 10 целковых -- иди в "Вену" или в "Малый Ярославец". Обед из пяти блюд с цыпленком в меню -- целковый, лучшее шампанское 8 целковых, водка с закуской 2 целковых... А есть у тебя всего полтинник -- иди к Федорову или к Соловьеву: на полтинник и закусишь, и водки выпьешь, и пивцом зальешь... -- Эх, Федоров, Федоров!.. Кому это мешало?.. -- А летом в "Буфф" поедешь: музыка гремит, на сцене Тамара "Боккаччо" изображает... Помните? Как это она: "Так надо холить по-о-чку"... Ах, Зуппе!35 Ах, Оффенбах!.. Восточные человеки наговорились о своих делах, прислушиваются к разговору сенатора и директора завода. Слушают, слушают -- и полное непонимание на их лицах, украшенных солидными носами... На каком языке разговор?.. -- А "Маскотта"? "Сядем в почтовую карету, скорей"... А Джонсовская "Гейша"?..36 "Глупо, наивно попала в сети я"... -- Ну!.. А "Луна-Парк"! -- А Айседора!37 -- А премьеры в Троицком или в Литейном!! -- А пуант с Фелисьеном и ужинами под румын, у воды!.. -- А аттракционы в Вилла Роде? -- А откровения психографолога Моргенштерна! Хе-хе... -- А разве лезло утром кофе в горло без "Петербургской газеты"?!38 -- Да! С романом Брешки39 внизу! Как это он: "Виконт надел галифе, засунул в карман парабеллум, затянулся "Боливаром", вскочил на гунтера, дал шенкеля и поскакал к авантюристу Петко Мирковичу!" Слова-то все какие подобраны, хе-хе... -- А "Сатирикон" 40 по субботам! С утра торопишь Агафью, чтобы сбегала за угол за журналом... -- А премьеры Андреевских пьес... Какое волнующее чувство. -- А когда художественники приезжали... И снова склоненные головы, и снова щемящий душу рефрен: -- Чем им мешало все это... Подходит билетер с книжечкой билетов и девица с огромным денежным ящиком. -- Возьмите билеты, господа... -- Мы... это... нам не надо. Почем билеты? -- По пятьсот... -- Только за то, чтобы посидеть на бульваре?! Пятьсот?.. -- Помилуйте, у нас музыка... -- Пойдем, Алексей Валерьяныч... Понурившись, уходят. У выхода приостанавливаются. -- А наш Летний сад, помните? Эти дряхлые статуи, скамеечки... Музыка тоже играла... -- А "Канавка у Дворца"41. "Уж полночь, а Германна все нет"! Какие голоса были!.. Ах, Лиза, Лиза............................................ -- За что они Россию так?..
Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина
Ровно десять лет тому назад рабочий Пантелей Грымзин получил от своего подлого, гнусного хозяина-кровопийцы поденную плату за 9 часов работы -- всего два с полтиной!!! -- Ну, что я с этой дрянью сделаю?..-- горько подумал Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью...-- И жрать хочется, и выпить охота, и подметки к сапогам нужно подбросить, старые -- одна, вишь, дыра... Эх ты, жизнь наша распрокаторжная!! Зашел к знакомому сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подметок. -- Есть ли на тебе крест-то? -- саркастически осведомился Пантелей. Крест, к удивлению ограбленного Пантелея, оказался на своем месте, под блузой, на волосатой груди сапожника. -- Ну, вот остался у меня рупь-целковый,-- со вздохом подумал Пантелей.-- А что на него сделаешь? Эх!.. Пошел и купил на целковый этот полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос -- так разошелся, что от всех капиталов только четыре копейки и осталось. И когда уселся бедняга Пантелей за свой убогий ужин -- так ему тяжко сделалось, так обидно, что чуть не заплакал. -- За что же, за что?..-- шептали его дрожащие губы. - Почему богачи и эксплуататоры пьют шампанское, ликеры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме простой очищенной, да консервов, да ветчины -- света Божьего не вижу... О, если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу!-- То-то бы мы пожили по-человечески!
* * *
Однажды, весной 1920 года рабочий Пантелей Грымзин получил свою поденную плату за вторник: всего 2700 рублей. -- Что ж я с ними сделаю,-- горько подумал Пантелей, шевеля на ладони разноцветные бумажки. -- И подметки к сапогам нужно подбросить, и жрать, и выпить чего-нибудь -- смерть хочется! Зашел Пантелей к сапожнику, сторговался за две тысячи триста и вышел на улицу с четырьмя сиротливыми сторублевками. Купил фунт полубелого хлеба, бутылку ситро, осталось 4 целковых... Приценился к десятку папирос, плюнул и отошел. Дома нарезал хлеба, откупорил ситро, уселся за стол ужинать... и так горько ему сделалось, что чуть не заплакал. -- Почему же,-- шептали его дрожащие губы,-- почему богачам все, а нам ничего... Почему богач ест нежную розовую ветчину, объедается шпротами и белыми булками, заливает себе горло настоящей водкой, пенистым пивом, курит папиросы, а я, как пес какой, должен жевать черствый хлеб и тянуть тошнотворное пойло на сахарине!.. Почему одним все, другим -- ничего?..
* * *
Эх, Пантелей, Пантелей... Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!........................................................................
Аркадий Аверченко
Дюжина ножей в спину революции
Комментариев нет:
Отправить комментарий